Ваш ребенок стал подростком, и вы не можете найти с ним общий язык? Возможно, вам помогут знания о специфических, присущих именно подростковому возрасту поведенческих реакциях. 

Современная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков всё более высокие требования.  Поток информации становится всё более обильным с каждым годом, впечатления разнообразнее и богаче, а темп жизни - более ускоренным. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения - «пубертатного криза». Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров и т.д.

Реакция эмансипации.

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших: родных, учителей, воспитателей, наставников. Реакция может распространяться на порядки,  установленные старшими, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации», нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов». Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших  млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или в стае (Боровский В. М., 1936;  Chauvin R., 1963). Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно». Она может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».

Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен. C. Haffter полагает, что распространение в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые  “банды”  с социологической точки зрения  явление отнюдь не новое, а скорее архаическое (Haffter C. Historische Aspecte der Bandenbildung Jugendlicher Acta paedopsychiat., 1966). У высших  млекопитающих, ведущих стадный образ жизни, особи «подросткового возраста»  образуют отдельные временные стада. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляции от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии, таким образом, не удается. Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также может служить моделью для изучения  подростковых групп, возникших и функционирующих по социо-психологические закономерностям. Эти закономерности ещё недостаточно изучены.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно  образуют только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально  регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё. В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и т.д) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Реакцией группирования может быть объяснен тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков  совершается в группе. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, алкоголю или, что самое ужасное, может начать принимать наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или алкогольной зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно.

Реакция увлечения – «хобби реакция».

Подросток без увлечений, без хобби, подобен ребёнку, который никогда не играет. Как полагает Личко, подростковые увлечения составляют особую и важную категорию психических феноменов, присущих пубертатному возрасту. Необходимо понимать, что увлечения подростка имеют ту же биологическую природу, что и другие реакции. Если игра направлена на познание ребёнком мира и социальных отношений, овладение физическими навыками, то хобби подростка — это уже овладение культурой общества в целом (для первобытных народов — песни, пляски, магические ритуалы) и сложными специфическими профессиональными навыками.

Попытка систематизировать подростковые увлечения составляет непростую задачу.  Личко выделяет следующие типы хобби:

  • Интеллектуально-эстетические — музыка, рисование, моделирование, занятия аквариумистикой, разведение певчих птиц, голубей, и т. д. Такие занятия взрослые часто считают бессмысленными и даже странными. Однако подростку безразлично, как к его занятию относятся со стороны, сам он их воспринимает как важные и чрезвычайно интересные.
  • Телесно-мануальные увлечения — спортивные занятия, желание укрепить свою силу и выносливость: футбол, хоккей, бокс, каратэ, борьба, плавание и др. К этому же типу Личко относит желание овладеть различными навыками — от «водить мотоцикл» до «вышивать крестиком». К спортивным увлечениям часто склонны физические или морально слабые мальчики, которые стремятся компенсировать свою ущербность в физической борьбе за авторитет со сверстниками.
  • Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.
  • Накопительские увлечения — коллекционирование во всех его видах, от марок и монет до птичьих яиц. Коллекционирование может быть проявлением древних психических механизмов, заставляющих животных накапливать жизненные блага. Коллекционированием обычно занимаются подростки, склонные к тщательности и аккуратности, свойствам, которые более всего развиты у эпиллептоидов.
  • Эгоцентрические увлечения — разнообразные занятия, которые могут привлечь внимание окружающих. Например, различные ансамбли, эстрадные группы, спортивные соревнования, все, что связано с публичными выступлениями. Наиболее склонны к таким хобби истероидные подростки.
  • Азартные увлечения — игра в карты, различные тотализаторы.
  • Информативно-коммуникативные увлечения — сплетни, получение легкой информации, увлечение социальными сетями

Реакция компенсации и гиперкомпенсации.

Реакция компенсации - желание неудачи в одной области компенсировать успехами в другой. Физически слабый мальчик может для самоутверждения отлично учиться, наоборот, подросток со слабой успеваемостью или интеллектом компенсирует этот недостаток в спортивных увлечениях или опасном и даже преступном поведении.

Реакция гиперкомпенсации состоит в том, что подросток добивается успехов именно в той области, где наиболее слаб. Физически ущербный подросток упорно занимается спортом и добивается значительных успехов. Стеснительный поступает в театральную студию и учится вести себя раскованно на публике.

Реакция имитации.

Реакция имитации выражается в стремлении подростка стать похожим на идеал, который может выбираться в среде сверстников, а также из взрослых или из героев книг, фильмов, телепередач, из певцов, актёров, известных спортсменов.

Важно помнить!

Все вышеперечисленные подростковые реакции в этом возрасте могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения. Важно понимать, что есть норма, а что патология. С этим Вам поможет разобраться психолог!

Нередко в практике встречаются случаи, когда родители чрезмерно требовательны к поведению своего ребёнка и обычные подростковые шалости вызывают у родителей панику и страх. Не стоит забывать, что подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека, к тому же обусловленный гормональным взрывом.

Сроки начала и завершения пубертата, равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически. Поэтому будьте бдительны и терпеливы!

Для того  чтобы как можно безболезненней пережить этот период в жизни Вашего ребёнка, поощряйте его различные хобби, относитесь к увлечениям своего ребенка серьезно, никогда не подсмеивайтесь над ним, поддерживайте всегда и во всём. И самое главное, не жалейте времени на общение!

Помните Любая проблема имеет решение! Будьте счастливы!

Стихарная Ксения

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+38(067) 362-80-77

http://stikharna.in.ua